previous next Простая история  

"Церковная летопись Маньково-Берёзовской церкви"

 

 

Донскiя епархiальныя ведомости за 1884 годъ.
Новочеркасскъ. Типография "Донской Газеты". 1884.

Церковная летопись Маньково-Берёзовской церкви
(Донецкого округа, Донской епархии *)

(*) Эта церковная летопись печатается с целью – показать, как много интересного для любителей старины Донской вообще представляют церковные летописи; они возводят нас в самую глубь истории Донской церкви и самого казачества. Кроме того по ним можно составить историю событий за последние 20 лет, потому что летописи представляют нечто в роде прекрасных дневников. – Любитель старины.

 


Жирным шрифтом я выделил особо интересные моменты, а так <...> обозначил пропуски менее существенных, на мой взгляд, деталей. Курсив по тексту – авторский. При наборе текста старался, в меру возможностей, придерживаться авторской же орфографии и пунктуации.


 

 

 

 

 

 

 

Слобода Маньково-Берёзовская называется Маньковой потому, что в эту слободу собирал жителей-малороссов помещик Маньков Василий Иванович; а Берёзовой называется по речке, протекающей здесь и берущей своё начало не далее, как в 25 верстах от слободы. При истоке речки стояла в старину берёзка. Жители занимают эту местность издавна, более 100 лет, как говорят старожилы. В настоящее время в слободе Маньково-Берёзовой есть прекрасный величественный каменный храм, построенный трудами теперешнего его настоятеля о. Иакова Голубятникова и усердием прихожан. Прежде же сего в слободе был деревянный храм. Но до построения деревянного храма, как говорят старожилы, была в слободе деревянная часовня, при которой служил священником о. Иосиф Милушка. Во весь Великий пост в течение всей недели в часовне молились, а для приобщения св. таин ездили в Большинскую слободу, где был храм, построенный Ефремовыми и существующий до сего времени. Для слободы же Маньково-Берёзовой настоящая св. церковь была куплена в Распопинской, что на Дону, станице ценою за две тысячи рублей ассигнациями. Одну тысячу заплатил помещик подполковник и судья Василий Иванов Маньков, что утверждает крестьянин-собственник Симеон Герасимов Кравченков, а другую Маньковое общество. Построена св. церковь в слободе Берёзовой-Маньковой в 1799 году из дуба, с таковою же колокольнею, без фундамента: только под нижней основой изредка лежали голыши. Св. церковь построена во имя св. преподобно-мученицы Евдокии, с благословления Преосвященнейшаго Мефодия, епископа Воронежскаго и Черкасскаго, что видно из грамоты, выданной им в 28 день 1798 года за № 1603. Грамота и до сего времени хранится в церкви слободы Маньково-Берёзовой. У подполковника Манькова была дочь Евдокия; во имя ея покровительницы и освящён был храм в честь и славу св. преподобно-мученицы Евдокии.

Дальнейшая судьба слободы зависит от тех людей, в руки которых она переходит. При жизни Манькова слободою управлял зять Василия Ивановича Манькова – генерал Андрей Дмитриевич Мартынов, а потом управляла имением жена его вдова Евдокия Васильевна Мартынова. Но она задолжала 60,000 ассигнациями в казну; заплатить было нечем; заплатил их Дмитрий Косьмич Бобриков, а крестьян взял себе. Этот Бобриков приходился родственником Мартыновым, по жене своей Феодосии Алексеевне. У Дмитрия Косьмича был сын Пётр Дмитриевич; а у него сын Дмитрий Петрович, у коего были дети: Виктор, Пётр и Анатолий. От них-то произошла огромная фамилия Бобриковых.

Так как новоустроенная деревянная церковь с течением времени оказалась непоместительною, то в 1846 году 28 Мая, с благословения Игнатия, архиепископа Донскаго и Новочеркасскаго, были пристроены приделы с обеих сторон храма, каждый из них длиною в 8 аршин, а шириною в 13 арш.; по этому случаю боковыя стены храма были вырезаны. Когда пристраивались к церкви приделы, то был обновлён и иконостас; крыша вновь покрашена в зелёный цвет. Всё это делалось на счёт доброхотных дателей, но преимущественно на средства общества крестьян Маньковских и местных помещиков. Так как подпор не было поставлено, то с того времени храм на правую сторону значительно покривился. Вследствие сего крестьянское общество Маньково-Берёзовой слободы пожелало построить новую и уже каменную церковь. Общественное кладбище было прежде саженях в 100 от храма; в настоящее время кладбище за слободою, на горе, и обнесено земляным валом. Впрочем, это кладбище, как говорят старожилы, существует более 60 лет.

В храмах нет никаких письменных памятников, которые указывали бы, кто был первым священником во вновь освященной церкви; но живое предание говорит, что при этой церкви с самого начала священствовал Иоанн Иоаннов Поцепухов. Из исповедных росписей за 1800 год видно, что действительно в сем году в слободе священствовал о. Иоанн Поцепухов, но притча при церкви не значится до 1803 года; с 1803 года под обысками, вместе со священником Поцепуховым подписаны: дьячёк Фёдор Дубровский и пономарь Пётр Гершунов.

<…>

Духовенство не получало от кого бы то нибыло жалованья, а пользовалось ругою от прихожан. Духовенство собирало во время осени по приходу: пшеницу, овёс, ячмень, жито, просо; лён и коноплю собирали жёны священно-церковнослужителей. Духовенство и по настоящее время таковым же образом приобретает средства существования. В настоящее время, впрочем, жёны священнослужителей не "ленуют", т. е. не собирают льна.
Церковных и общественных домов для священно и церковнослужителей не было, и теперь нет, а жили и живут они по сие время в собственных домах. Духовенство живёт и по настоящее время так, как жмло оно и в старину, с тою разницею, что в настоящее время свет просвещения проник широкою струёю даже в Маньково-Берёзову слободу, и в доме священника и в церкви посетитель найдёт немалое собрание книг.

Повторилась старина и в том, что в настоящее время в слободе Маньково-Берёзовой пребывание имеет благочинный.

Теперь сообщим вкратце историю народного просвещения в слободе: пока в слободе была ещё только часовня, крестьянские мальчики обучались в караулке; учителем был дьячёк из крестьян Феодор Костыркин. Один из учеников его Симеон Герасимов Кравченков, а по уличному – Халипа, до сего времени ешё жив. Он-то и рассказывал, что означенный учитель однажды ударил его двухвосткою так, что от сего удара и теперь на спине есть шрам. Впоследствии времени с крестьянскими детьми занимались в караулке диакон или же причетник. С 1851 года по 1864 год, как видно из клировых ведомостей, дьячёк Иоанн Фёдоров Синельников проходил безмездно должность учителя сельскаго училища; мальчики обучались большею частью в зимнее время, от 10 до 30 (в настоящее время в училище до 150 учеников). Прежде приход состоял: из слободы, посёлков – Селиванова, Варламова, Кузнецова, Волоцкова, Егорова, Фоминки, Процыкова, Поршнева, Калашникова или Полякова и Гуськи; вниз по речке был хутор Греков. В настоящее время приход состоит: из слободы, вверх по речке из посёлка Савченкова, вниз по речке, из посёлков: Марьевского, Петровскаго, Василевскаго, Ивановскаго, Борисовскаго и Николаевскаго. В слободе прихожане преимущественно крестьяне-собственники, равно как и во всех посёлках живут крестьяне-собственники; кроме того по одному помещичьему двору есть в каждом посёлке. Впрочем, в слободе, кроме двух дворов помещиков Бобриковых, есть временно проживающие купцы, мещане и т. п.

В слободе есть волостное правление с 1861 года, которое заведует посёлками: Савченковым, Марьевским, Петровским, Васильевским, Ивановским, Борисовским и Николаевским.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из событий, знаменательных для прихода, были следующия: 1) В 1831 году была в слободе ужасная холера; в это время умер священник о. Тихон Пашутин Июня 9 дня; тела умерших от холеры убирались "мазурами", т. е. людьми, вымазанными с ног до головы дёгтем. 2) Из клировых ведомостей за 1831 г. видно, что церковь построена в 1799 году тщанием прихожан. В 1843 году, при обозрении епархии, Высокопреосвященнейший Игнатий, архиепископ Донской и Черкасский, посетил и слободу Берёзово-Манькову. 4) 1867 года 29 Марта, после Андреева стояния – ночью были украдены в церкви из ящика деньги 552 р. 50 к. Воровство было сделано без взлома замка у церковных дверей, но самый ящик, где хранились деньги, оказался отомкнутым и замок висел в пробое. Хищником оказался Саратовской губернии, посада Дубовки, мещанин Савва Коньков. Впрочем, сам он не сознался в краже церковных денег. В 1868 году положено было в Донецком судном начальстве взыскать с имения Конькова 265 рублей, а его сослать в Сибирь. Но деньги до сего времени не получены.
5) В том же 1867 году, при обозрении Донской епархии, Высокопреосвященнейший Платон, архиепископ Донской и Новочеркасский, посетил слободу Маньково-Берёзову Октября 6 дня, и в церкви Евдокиевской служил молебен. В доме у владельца Виктора Дмитриевича Бобрикова Владыка изволил принять хлеб-соль и кушать чай. В тот же день в 5 часов выехал и в 15 верстах от слободы ночевал в посёлке Николаевском у владельца Николая Николаевича Грекова. С ним приезжали: протоиерей Симеон Салтыков, протодиакон и 6 человек певчих. Высокопреосвященнейший Платон остался доволен как духовенством, так и прихожанами; и после письменно изъявил священно-церковнослужителям и прихожанам слободы Маньково-Берёзовой благодарность за радушный приём.
В 1867 году родилось мужеска пола: 243, женска 223, браков было 78; умерших мужеска пола 145, женска 130. У исповеди и причастия св. тайн были: мужеска пола 2606, женска пола 2502.

С 1868 года начинается подробная запись событий из жизни прихода. На первый раз есть запись о погоде и характере прихожан. В 1868 году зима была непостоянная, шли дожди; весна была ранняя. Прихожане охарактеризованы так: к церкви Божией усердны; в воскресные и праздничные дни в церкви постоянно они бывают, говеют все прихожане ежегодно, исповедуются и приобщаются св. таин в св. четыредесятницу; усопших поминают по православному обряду: в 3-й, 6-й, 9-й и 40-й дни; служат по ним панихиды в церкви и дома, смотря по достатку; многие просят служить по усопшим литургии и сорокоусты; в течение св. Пасхи всеми прихожанами служатся молебны по домам; в день св. Николая и в воскресные и праздничные дни тоже часто служат молебны в церкви и по домам; к духовенству прихожане почтительны, внимательны, покорны и вежливы; при встрече со священником каждый считает долгом принять от него благословение, дорожат даже этим. Когда священник едет, или идёт по улице, то все – и старый и малый привстают, скидают шапки и почтительно кланяются; когда свщенник ходит с молитвою, пред св. Пасхою и пред Рождеством Христовым, то каждый прибирается к этому времени и за воротами встречает священника. Впрочем, в слободе всё вообще духовенство пользуется хорошим почётом от прихожан. Обезпечивается духовенство прихожанами совершенно безбедно. Когда у ни просят пожертвований на новостроющиеся монастыри, церкви, то каждый охотно делится, кто чем богат. Крестьяне весьма трудолюбивы и зажиточны; занимаются по преимуществу хлебопашеством. Так как своей земли мало, то богатые снимают помещичью землю, а бедные снимают землю уже у откупщиков и сеют хлеб из половины. Живут крестьяне вообще очень хорошо.

Родилось в 1868 году: мужеска пола 279, женска 272; браков было 76; умерших: мужеска пола 153, женска пола 140. У исповеди и причастия св. таин были: муж. пола 2630, жен. 2530. Выручено за проданныя свечи: 413 руб. 46 коп. Употреблено на покупку воска и свеч 271 руб. Представлено в консисторию прибыльной суммы 142 руб. 46 коп. От подаяний в кошелёк собрано 120 руб. 5 коп.

В начале Января 1869 года была хорошая погода, а к концу этого месяца начались оттепели и пошли дожди. Суровая зима обратилась в весну: заструилась с гор вода, зашумели балки и овраги и разлились реки. Лёд несло, как весною, и была такая сильная вода, что никто такой большой воды и не помнит. После того весною вода из берегов не выступала. Весна была ранняя, но ужасно холодная; работы были весьма неуспешны.

Мая 5, при обозрении епархии, Высокопреосвященнейший Платон, архиепископ Донской и Новочеркасский, вторично посетил слободу Манькову-Берёзову, и ночевал в доме владельца Виктора Дмитриевича Бобрикова.

27 Июня была ужасная буря с дождём и градом в голубиное яйцо: побило много хлеба, огородных овощей и цыплят. Реки играли сильно, и много перетонуло скота. Упавший град лежал по канавам дня по три, не тая.

Родилось: мужеска пола 288, женска – 277; браков было 74; умерших: мужеска пола 180, женска – 173; у исповеди и причастия св. таин были: муж. 2759, жен. 2638. Выручено за проданныя свечи 439 руб. 67 коп. Употреблено на покупку воска и свеч 266 рублей. От подаяний в кошелёк собрано 106 руб. 5 коп. Прибыльной суммы 142 руб. 46 коп.

С 1868 года по 14 Ноября 1870 года Евдокиевская церковь находилась в ведении Большинского благочинного (слободы Поздеевой-Ольховой) священника Николая Кораблинова, который служил по выбору.

С начала Января до половины Февраля месяца зима была постоянная. Потом начались дожди, а к концу Февраля мятели с ветром были так сильны, что в это время много замёрзло людей. Весна отурылась рано, были дожди; по этому случаю сенокос был незавиден. Хлеб уродился прекрасный, как зерном, так и весом; но цены на хлеб стояли не высоки. Лето стояло сухое и погода была прекрасная. Осень же была дождливая, ненастная, почему почти половина хлеба осталась в зиму не перемолоченную. 29 Июня было лунное затмение в 12 часов ночи. В Августе месяце была холера в слободе, но лёгкая. Во второй половине Ноября месяца священник Михаил Дионисьев, с пономарём Михаилом Алексеевым, по их прошению, епархиальным начальством перемещены из слободы Маньково-Берёзовой в посёлок Селиванов к новостроющейся церкви. Евдокиевская церковь 14 Ноября, по распоряжению епархиального начальства, перечислена была в ведение Чернышевского благочинного Фёдора Одолламскаго.

В 1871 году <…> вновь определён священником учитель Усть-Медведицкаго духовнаго училища Александр Фёдорович Власов. В продолжение всего Января зима была постоянная; дорога санная была очень хороша. В начале Февраля суток 8 была страшная мятель и снегу нанесло страшно много; дорог положительно не было. Вследствие сего очень многие терпели нужду в корме. В этом году на Гнилой речке поселилось малороссов из Воронежской губернии более 2000 человек, которые стали обращаться с просьбами об исправлении треб в слободу Маньково-Берёзовскую. Лето в сем году было очень сухое и жаркое; хлеба уродилось весьма мало; очень многие остались без куска хлеба. У кого от прошлаго года оставался хлеб неперемолоченным, у того за зиму мыши поели его; скот падал. Мышей, как дома, так и в поле, явилось очень много; осень была дождливая вся; 28 Ноября ночью выпал снег на четверть и уже не растаявал.

Зима в 1872 году была малоснежна; все горы и курганы были обнажены. Предшествующая осень была продолжительна; дождей выпадало мало; земля от наступивших холодов вымерзла. Января 23 в 6 часов вечера началось северное сияние и продолжалось до 4 часов утра. Оно началось так: с севера из-за горы покрылось небо заревом; затем север запламенел. Далее, кровавая заря стала всё более и более выдвигаться из-за горы и разстилаться по небосклону на восток и запад. Представилась величественная картина: луна, небесная лампада, тускло освещала туманныя облака на юге, а на северо-востоке появились багряные столбы, которые то расходились, то сходились между собою; к 12 часам ночи с северо-восточной и западной сторон занялось небо кровавою зарёй и вверх по небосклону поднялось, а там по середине образовалось из облаков белое кольцо, но скоро вместе со столбами разошлось. К 2 часам ночи стало небо бледнеть, а к 4 часам небесное явление едва было заметно, потом вовсе изчезло. Видя это, для нашего края чудесное небесное явление, народ ужаснулся и умильно взывал: "о Господи, помилуй нас, какое диво, какую оказию посылашь нам"! Некоторые из предстоящих тут же начали говорить: "не перед добром это. Будет для нас верно чёрный год: столбы к войне, пламя на небе, это моровщину (моровая язва) предвещает". Священник старался объяснить по своему небесное явление; но трудно принималось и усвоялось это объяснение.

С первых чисел Марта снег стал сходить, а 25 Марта вся земля уже обнажилась, и работы начались. Половодье весенее было посредственное, а дождей всю весну не было до 20 Мая. Мая 20 ночью была страшная гроза и прошёл сильный дождь. Как раз в 12 часов ночи, в 2 верстах от слободы, от грозы загорелся двор г. Жеребцова, и в каких-нибудь 2 часа погорели все амбары с хлебом и базы с тесовыми заборами. Убытку понесено хозяином на 3000 руб. Покос очень плохой был, и только по луговым и низменным местам; хлеб начал сохнуть. С 1 Июня ливнем полились дожди в течение месяца. Поздние хлеба поправлялись, а ранние, как-то: пшеница и лён не осилили неблагоприятных условий. При хлебной уборке и молотьбе хлеба погода стояла весьма хорошая. Хлеб зерном был отличный, но мало его выходило. Цена на хлеб в слободе доходила до 12 рублей за четверть.

В Августе месяце было сухо, жарко и ветрено. В этом месяце в окрестностях слободы появилась холера, именно: в 3 верстах от слободы на Марьевском хуторе; но болезнь, по милости Божией, действовала слабо.

Июля 8 на речке Гнилой, в хуторе Терновом, этого прихода, по распоряжению епархиального начальства, Чернышевский благочинный священник Феодор Одолламский с двумя местными священниками Иаковом Голубятниковым и Александром Власовым и посёлка Селиванова священником Михаилом Дионисьевым освящали место под новостроющуюся церковь во имя Вознесения Господа Иисуса Христа. Стечение народа было громадно; были также очень многие из старообрядцев. Всё время они прилично себя держали; многие из них жертвовали тут же на церковь. На общий обед некоторые из них были также приглашены и вместе со священниками и православными прихожанами кушали из одних блюд. После обеда трое из старообрядцев пригласили к себе на чай о. благочинного и духовных, бывших здесь.

Осень была весьма хорошая, погожая, сухая и без морозов. В конце Августа месяца сего года зацвели все плодовыя деревья, как-то: вишни, яблони, как весною. Цвет был очень сильный; потом начали завязываться яблоки и вишни. Яблоки в конце Сентября были уже в некоторых местах в голубиное яйцо; малина поспела. Таким образом плоды были до последних чисел месяца Сентября; когда же начались лёгкие морозы, то плоды поопадали. Цвет деревьев одни старожилы объясняли к погожей и постоянной осени; другие же говорили, что будет суровая, холодная и продолжительная зима. Осень действительно в этом году была очень хорошая и погожая. 1 Октября слышали гром.

В этом году произошло значительное сокращение прихода. 31 Октября на речке Гнилой в хуторе Терновском освящён молитвенный дом в честь Вознесения Господа Иисуса Христа местным благочинным, священником Одолламским и священниками о. Иаковом Голубятниковым и Александром Власовым, который и перешёл к новостроющейся церкви, во вновь образовавшийся приход. Ноября 9 дня в посёлке Селивановском освящена церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы благочинным; при сем были священники слободы Маньково-Берёзовой, хутора Терновскаго, посёлка Селиванова и слободы Криворожья.


С 1 по 4 Января 1873 года шли сильные дожди, которые согнали весь снег; реки разлились, но вода была не велика. До 10 Января были лёгкие морозы; потом оттепель и дожди до 15 Января; после этого сделалось тепло, как весной; солнечные дни были до 5 Февраля. Февраля 6 снег покрыл землю; приморозило слегка. Снег хороший выпал 26 Февраля, а через три дня снова стаял весь; холодно было до 23 Марта. С 24 Марта пошли дожди; работали хорошо только одну страстную неделю. Апреля 4 выпал снег и было очень холодно. Потом быстро сделалось тепло; появилась зелень. В 6 часов по полудни 15 Апреля была ужасная гроза и проливной дождь. 25, 26 и 27 появилась мгла в воздухе, в виде тумана, и на траву опадала. С 28 по по 15 Мая перепадали дожди хорошие. 16 Мая был сильный дождь с градом в голубиное яйцо. Хлебу град вреда не причини; ибо не захватил посевов. Лето было мокрое; трава пропала и сена накосили мало. Вследствие сильных жаров хлеб сгорел, а потому его было мало. Цена на пшеницу была от 8 руб. до 12 на месте. Осень была хорошая; изредка только перепадали дожди.

Октября 23 было лунное затмение: в половине 6 часа, по заходе солнечном, месяц вышел в полном виде, и сейчас же начал тускнеть, а потом как будто кровью облился, сделался красным и едва заметным. Так было до 8 часов, а потом луна приняла свой вид.

Ноября 4 выпал снег, а 6 поднялась сильная мятель; 11 Ноября держались сильные морозы – до 18 градусов. Путешественники рассказывали, что 11 Ноября безопасно можно было переправиться через Дон по льду на тройке в экипаже. С 12 полились дожди; снег согнало весь. Так продолжалось до 16 Декабря. Потом полились дожди, и опять стали ездить на колёсах до самого новаго года. Во всё это время скотина ходила по степям на подножном корму.

Родилось в Евдокиевском приходе муж. пола 174 и жен. пола 164; умерло муж. пола 82 и жен. пола 90. Браков было 73.

 

1874 год.

Под второе число Января выпал снег и сделалась хорошая санная дорога. Так было по 10 Января. Потом пошёл проливной дождь. Снег согнало весь, поразлились балки и реки. С 15 начались сильные морозы, выпал снег и стала снова санная дорога. Остальные дня Января месяца и весь Февраль стояла непостоянная погода с метелями. В Марте месяце началась оттепель; с 15 Марта открылась весна, а с 20 начались полевыя работы. С 1 по 9 Апреля шли дожди, а 10 сделалось холодно и выпал снег, который и лежал целый день. Потом полились дожди, а 17 Апреля установилась хорошая погода.

В этом году были очень хорошие травы; сена понакосили все вдоволь. Лето было хорошее и весьма урожайное. Хлебом просто позысыпались. Хлеб, как зерном, так и цветом, был хорош, но цены на него были низкия: от 4 р. до 6 р.

Осень была погожая (прекрасная) и до того сухая, что в Октябре уже нельзя было пахать; почему многие и не приготовили себе осенью пахатной земли. Ноябрь весь был дождливый и тёплый, равно как и Декабрь по 27, а 28 выпал небольшой снег; впрочем, на колёсах ездили до самого новаго года. Во всё время рогатый скот, овцы и табуны лошадей ходили в степи на подножном корму.

В конце этого годы была продана старая Евдокиевская деревянная церковь, по согласию всех прихожан и местных священно-церковнослужителей, в хутор Араканцев Николаевской станицы, области войска Донскаго, за пять тысяч (5000) рублей; с казаков Араканских взято в задаток 1000 руб. Родилось в этом году муж. пола 206, жен. пола 167; умерло муж. пола 82, жен. пола 83; браков было 73; у исповеди и св. таин причастия было муж пола 2301, жен пола 2157.

 

1875 год.

С 1 Января по 1 Марта ездили на колёсах, а снегу почти не видно было. К 15 Марта выпал снег и слегка прикрыл землю. Разлив воды был небольшой; вода прибывала и убывала до трёх раз. Последния числа Марта были дождливы и холодны. Волочьбы не было до 23 апреля; трава не росла, по случаю холоднаго времени. В Мае было сухо. Покос был очень плох, и никто в этот год вдоволь не накосился. Лето было очень жарко и сухо. Хлеба уродилось весьма мало, да и тот на зерно был плох. 2 Июня по правую сторону р. Берёзовой прошёл полосой дождь с градом в 10 верстах от слободы; где град захватил, жито было выбито, равно как и овощи. 11 Августа прошёл проливной дождь и была сильная гроза.

В сем году 19 Мая освящался в Маньково-Берёзовой слободе новый каменный храм – настоящий во имя св. преподобномученицы Евдокии, а 20 Мая же правый придел во имя святителя и чудотворца Николая. Левый придел не был освящён потому, что местные помещики Бобриковы не пожелали участвовать в добром деле и обещанных ими пожертвований не отдали. Сказать нужно, что каменный храм начал строиться в 1868 году, а строителем был временно-обязанный крестьянин Калужской губернии Моисей Зайцев. Он с любовью следил за строением храма; дело шло очень успешно: в 1874 году уже окончены были стены храма, который был покрыт железом и окрашен. Но не суждено было Зайцеву окончить начатый храм. В 1874 году в Августе он умер в слободе Карпово-Обрывской. После Зайцева прихожане наняли другаго рядчика Воронежской губернии крестьянина собственника Герасима Савченкова, чтобы он кончил всю внутренню отделку в церкви вместе с иконостасом за 7000 (Зайцев был подряжен только за 2600 руб.). Савченков оказался не совсем опытным в своём деле; в своё время у него ничего не делалось. По своей безпечности он употребил лишний год на отделку церкви. Попечителями при постройке церкви были: П. Г. Приходкин, Т. Д. Приходкин, Т. Новиков, П. М. Деревянченков и Г. Г. Приходкин. Все они были заботливы и внимательны к своему делу и первые всегда помогали пожертвованиями; в особенности же из попечителей отличался своими пожертвованиями П. Г. Приходкин. Церковь строилась отчасти на добровольныя пожертвования прихожан и на душевой оклад, но таких денег во-время собиралось мало. Начало пожертвованиям показал священник Иаков Голубятников; первым жертвователем оказывался Приходкин, а другие, смотря уже на него, не оставляли помогать.

При освящении церкви было 14 священников и 5 диаконов из разных мест и разных благочиний; освящал храм местный благочинный, священник Феодор Одолламский, с хутора Земцева, в служении с местными священниками: оо. И. Голубятниковым и Синельниковым и другими двенадцатью прибывшими из разных мест Донской епархии. При освящении храма было громадное стечение народа с разных сторон. От кажого посёлка прихожанами приготовлены были столы с яствами для угощения приходящих, а от слободских жителей было три стола, всего же 12 столов. Празднество продолжалось три дня, и все гости священно и церковнослужители пользовались столом от священника Голубятникова. В день освящения церкви за столом было чиновных и духовных сто двадцать лиц, на второй пятьдесят, а на третий день двадцать человек. Так как у прихожан к концу постройки храма средств не доставало, то священник Голубятников ходатайствовал пред епархиальным начальством о дозволении продать старую, деревянную церковь с тем, чтобы вырученныя деньги обратить на новостроющуюся каменную церковь, в чём вполне и успел. <...>  Вообще прихожане со вниманием относились к свящ. И. Голубятникову. Вот один из многих случаев обнаружения сего внимания: церковь новая строилась 8 лет; к концу сего срока жертвователи стали ослабевать в своём усердии к добровольным пожертвованиям, а тут, к довершению горя, обнаружился падёж на рогатый скот; крестьяне же по казённым только повинностям должны были около двадцати тысяч рублей. Между тем постройка храма Божия подходила к концу, а средств положительно не было. Почему многие прихожане решились было оставить постройку новаго храма, впредь до отыскания средств и добраго года. Это постановили уже и на сходе, о чём известили и священника. О. Голубятников прибыл на полный сход и энергически убеждал прихожан не оставлять постройки новаго храма; при этом ему приходилось слышать весьма грубыя слова и угрозы от некоторых дерзких людей. Беседа продолжалась несколько часов. В конце концов было предъявлено сходу, что старая деревянная церковь так ветха, что опасно уже и входить в неё. Наконец, решительное предложение сходу было следующее: по неимению средств, заработать их, а церковь всё-таки достроить. Священника поддержали попечители, в особенности Приходкин, и заявили желание целым приходом поработать один день. Оказалось, что заработали крестьяне у купца Жеребцова 1000 руб.

Родилось в этом году муж. пола 179, жен. пола 171, умерло муж. пола 70, жен. пола 74, браков было 68.

 

1876 год.

В 1876 году зима была глубокая и снежная, так что трудно было выехать из дому. Когда нужно было зимою возить сено, то до стога пробивали прежде дорогу верховыми лошадьми, а потом уже и ехали на быках. Весна была дружная, и воды много было. На траву и хлеб был хороший урожай.

В Мае месяце посетил храм Маньково-Берёзовой слободы Преосвященнейший Никанор, епископ Аксайский, викарий Донской епархии (ныне епископ Херсонский и Одесский). Он остался очень доволен местными священниками: Иаковом Голубятниковым и Иоанном Синельниковым. Преосвященному чрезвычайно понравился вновь выстроенный каменный храм. По приезде из Скасырской слободы, в 6 часов вечера, Преосвященнейший Никанор осмотрел в храме алтарь, библиотеку и ризницу; потом обошёл внутри кругом всего храма; освидетельствовал ктиторский ящик со свечами и церковными суммами, стал благословлять народ, которого собралось столько, что Преосвященный Никанор находился в церкви до 11 часов вечера. По выходе из церкви, Его Преосвященство изволил идти пешком, в сопровождении свящ. И. Голубятникова и множества народа, до самаго дома означеннаго священника, где встретила Преосвященнаго жена онаго священника с хлебом-солью. По входе в дом, Владыка изволил выпить стакан чаю и скушать одно яйцо в смятку; любезно разговаривал с хозяином дома и с его семейством. Четырёхлетняго сына священника Владыка приласкал, посадив его к себе на колени, ласково спрашивал дитя о том, как он молится дома и какия молитвы знает? В это время присутствующие – одни сидели, по приглашению Владыки, а некоторые стояли, так как не было свободнаго места в доме. Через час Владыка уединился в отдельную комнату, и просил дать ему покой.

На другой день Владыка, вставши в 6 часов утра, принимал к себе посетителей, благосклонно разговаривал с попечителями вновь устроеннаго храма, благодарил всех вообще крестьян, в особенности же старшаго попечителя Приходкина, котораго удостоил посетить в его доме, дойдя до него пешком. Оттуда Владыка пошёл в дом местнаго старшицы – крестьянина Ветошнова. Всё семейство старшины было на лицо; благословив всех, Владыка несколько минут благосклонно разговаривал с хозяином. Преосвященнейший Никанор как в церкви, так и в доме очень хвалил певчих Маньково-Берёзовой церкви; выразил своё удовольствие по поводу хора, который состоял из 20 человек крестьян, руководимых в это время крестьянином маститым старцем Дейнским; старец удостоился благосклоннаго внимания Преосвященнаго. На выезде из слободы, Владыка зашёл в дом другаго священника Иоанна Синельникова, где Преосвященнаго Никанора встретила с хлебом-солью дочь священника. Владыка удостоил хозяина разговором и спросил, кто у него есть в семействе. По выходе из дома, Преосвященнейший сел в экипаж и отправился в посёлок Селивановский. При выезде из слободы, Преосвященнейший предложил священнику Голубятникову пересесть в его – Преосвященнаго экипаж; священник воспользовался благосклонным внимание Владыки и с ним вместе доехал до Селивановки.

Июня 8 дня была сильная гроза; молниею убило человека. Лето было хорошее; сена и хлеба было довольно. Осень была погожая (хорошая). В этом году священник Иаков Голубятников начал собирать пожертвования на школьный дом и приступил к постройке самаго дома, но встретил сильное препятствие со стороны старшины. Однако не смотря на все неприятности, священник не отступал от начатаго дела.

Родилось в этом году муж. пола 215, жен. пола 187, умерло муж. пола 113, жен. пола 92; браков было 70; у исповеди и святых таин причастия было муж. пола 2387, жен. пола 2219.

 

1877 год.

В этом году зима была незабойная, без мятелей, погожая; весна была благоприятная; сена многие хозяева понакосили на много лет; впрочем, сено было неудобосъедобно. Урожай хлебов был необыкновенный; хлеб был хорош как на зерно, так и на солому. Впрочем, немногие из жителей воспользовались обильным урожаем: с 18 Августа пошли дожди проливные, да почти всю осен и не переставали. С Октября появилась сильная мышь. Везде мышей было много, даже в воде, в особенности же в колодцах; а в домах так положительно ночью по головам бегали. Что касается до амбаров, так их там полным полно было в закромах, как в пшенице, так и в муке. Нельзя было свободно печь пироги; мышей постоянно выкидывали из лотков. Это было Божие наказание, подобное тому, которому подверглись египтяне. Прихожане в это время по всему приходу совершали молебствия об избавлении людей от мышей, как от жестокаго наказания. В конце года мыши из жилых помещений перекочевали; зато по полям положительно поточили и истребили хлеб, сложенный в скирдах и одоньях. Многие тогда, хотя и собрали много хлеба, не воспользовались им.

В июне утонул один пятнадцатилетний отрок.

Родилось в этом году муж. пола 195, жен. пола 194; умерло муж. пола 90, жен. пола 76; у исповеди и причастия Святых Таин было муж. пола 2613, жен. пола 2427; браков было 54.

 

1878 год.

<...>

В мясоед к священнику И. Голубятникову явился отставной солдат Михей М. Косенко с докладом о том, что на Гнилой речке в посёлке Семёновском есть люди богобоязливые, усердные к храму Божию, постники и любители чтения и слушания слова Божия; они хотят, сообщал Косенко, в настоящий св. пост приехать говеть и получить наставление, как спасти свою душу и наследовать царствие Божие. До этого времени священник считал солдата Косенко за хорошаго, трудящагося и скромнаго человека. Косенко ходил несколько раз в Иерусалим, на что всегда собирал много подаяний. Народ относился к нему с величайшим уважением; народу нравилось особенно то, что он читал назидательныя книги. Пришедши из Иерусалима, Косенко много раздавал гостинцев, в роде камышевых тростей, крестиков, покрывал на умерших, масла и т. п. Одним словом, народ на Косенко смотрел, как на праведника. Об упомянутых "людях божиих" священник Голубятников ещё прежде слышал кой что от солдата Д. И. Скорикова, который года за два пред тем с этими людьми жил на участке (чиновничьем). Скориков считал их за хлыстов. При разговоре с Косенко священник Голубятников предупреждал его, чтобы он не ошибся в этих людях. Косенко горячо отстаивал упомянутых людей. Затем стало известно, что один из певчих праваго хора Маньково-Берёзовской церкви Д. М. Владыкин вместе с Косенко уже был на реке Гнилой у людей божиих. Когда свящ. Голубятников спрашивал Владыкина, зачем он ездил на Гнилую, тот объяснил, что он туда за солью ездил. Потом прошёл слух, что приехала некая девка с вином, которое распили в доме Косенко. Священником дознано, что эта девка имеет тесную связь с людьми божиими, которые называют её "матушкою". Эта девка на речке Гнилой в доме крестьянина Романа Божко запрвляла собраниями "благочестивых людей", учила их петь псалмы, толковала им евангелие. Девка эта была Ксения Иванова Кучмина, урожденка слободы Голодаевки (Миусскаго округа). Дождавшись поста, Ксения с речки Гнилой со свитою человек в 20 явилась в слободу Маньково-Берёзову и остановилась на квартире у Михея Косенко, как раз напротив дома священника Иакова Голубятникова. Дело было на первой неделе Великаго поста. Ксения в доме Косенко открыла собрание. Народ повалил в это собрание; стали заглядывать туда и некоторые певчие с праваго хора. Священник, услышавши, во время пения в доме Косенко, голос Даниила Владыкина, позвал его к себе немедленно. При разговоре Владыкин отказался слушать его наставления, а касательно собраний сказал, что их никогда не покинет. В день православия священником Голубятниковым сказано было поучение в церкви «о лживых пророках», учителях и миссионерах, а вечером того дня, когда священник подошёл к дому Косенко, последний жаловался на священника за то, что он говорит против них проповеди и называет их учителей лже-апостолами, чем отбивает от них народ. С этого времени для священника стало ясно, что в доме Косенко бывают неблаговидныя собрания и он облёкся во всеоружие слова Божия, помня слова апостола Павла о приготовлении к борьбе со врагами слова Божия (Еф. 6, 11–17). В воскресные и праздничные дни говорились поучения и проповеди против сектантов. Несколько раз священнику приходилось состязаться с сектантами публично в волостном правлении при многочисленном стечении народа. В этом году Кучмина почти постоянно проживала у Михея Косенко и вербовала себе прозелитов. Михей Косенко, чтобы избавиться от наблюдений приходского священника, просил благочинного о том, чтобы его перевели в приход священника Синельникова, но просьба Косенко не была уважена. Тогда Косенко, продавши свой дом, ушёл жить к Владыкину, который состоял в приходе священника Синельникова. У Владыкина в Апреле умерла тёща, но он не пошёл на похороны, говоря, что им грешно там присутствовать. В приходе началось брожение. Во многих семействаж жёны оставили мужей, мужья жён, дети своих родителей и пошли в собрание сектантов, где всевозможные лакомства и сласти, чай и вино и солёная закуска были в изобилии и усердно предлагались посетителям. Но самым сильным притягательным средством были – поцелуй «матушки» или «богини», как её называли, и ея сладострастное пение. Средств для их собраний сначала было много; благотворители снабжали сектантов хлебом и деньгами. Михей Косенко занимался сбором подаяний на Иерусалим; когда же народ узнал, что жертвы идут не на святое место, а на сектанския собрания, то многие перестали жертвовать. Косенко после этого несколько раз уходил на-сторону для сбора пожертвований на молитвенный дом. Многие добрые люди были вводимы в обман.

В Сентябре был случай смертоубийства. Рязанской губернии, Скопинскаго уезда, крестьянин Павел, пробывший до ночи в питейном заведении, утром среди слободы в балке найден был убитым. Виновник этого преступления был отыскан и предан в руки правосудия.

В Октябре месяце одну женщину задавило землёю, по ея неосторожности.

Вследствие указа Донской духовной консистории продана старая деревянная караулка за 55 руб.

Пономарь Добровольский за нетрезвость был послан епархиальным начальством для исправления в Кременской монастырь.

Осенью у сектантов явился монах, будто бы с Афонской горы для сбора пожертвований, особенно на вечный помин. По расследовании дела, монах оказался проходимцем, по фамилии Березовский. Скоро Владыкины увезли его из слободы; потом он был пойман и предан суду, но из Каменской станицы бежал.

Родилось в 1878 году: муж. пола 215, жен. пола 171; умерших: муж. пола 215, жен. пола 130; браком сочеталось 158 лиц; у исповеди и причастия Св. Таин были: муж. пола 2654, жен. пола 2459.

 

1879 год.

Указом Донской духовной консистории предписано настоятелю Евдокиевской церкви иметь бдительный надзор над служебною деятельностию и поведением священника Синельникова и, по истечении каждой трети года, доносить благочинному о поведении его и исправности по службе. За табако-курение, по этому указу, священник Иоанн Синельников штрафован 5 рублями.

По указу Донской духовной консистории сверхштатный пономарь Добровольский перемещён в слободу Голодаевку.

Указом Донской духовной консистории священнику И. Голубятникову, вследствие отношения прокурора Новочеркасскаго окружнаго суда, предписано убедить сектантов: Владыкина, Косенко, Кучмину, Божкова и других во лживости их верований и доставить в консисторию обстоятельныя сведения о том: а) какая это именно секта, к которой принадлежат некоторые из прихожан Маньково-Берёзовской Евдокиевской церкви; б) когда появилась она; в) как велико число последователей ся; г) кто они именно; д) кто главные руководители сектантов и распространители секты и е) какия начала учения секты.

(*) В этом году в "Донских Областных Ведомостях" напечатана была одним туристом заметка о сектантах слободы Маньково-Берёзовской и о связи их с сектантами слободы Поздеевки (Н.-Ольховой). С этого то и началось громкое дело о сектантах, за которых, как известно стало автору заметки, в С.-Петербурге хлопотали даже весьма сильные люди. Пришлось говорить весьма горячо и в защиту о. Иакова.

Священник Голубятников возможно подробно описал и донёс Донской духовной консистории о том, как сектанты ходят в храм и как говеют, как они у старшаго брата собираются на радения, как они поют сначала божественное: стихиры и ирмосы, а потом хлыстовския песни, кои называют они «духовными». Священником донесено было, что сектанты, когда исповедуются, стараются громко говорить, что они не грешны, чтобы народ их слышал, не смотря на все предосторожности со стороны священника; во время говения не постятся, а лакомятся разными сластями; у них есть свой пост – семидневный; к богослужению церковному ходят большею частию в конце, а во время богослужения зевают; духовная иерархия в собраниях их положительно отвергается в той мысли, что у людей Отец небесный один, а все люди – дети одного отца и все братья, так как-де и в писании сказано: "друг другу исповедайте свои грехи". Ксения кающимся говорила: "Бог простит"; всё собрание за ней это повторяло, а потому церковное покаяние ими отвергалось (Иак. 5, 14–16). При разговоре священника с сектантами об истинах веры, последние старались уклониться от разговора и настоятельно говорили, что они сами – не дети, понимают, что делают, а среди крестян-простяков старались показать, что они больше всякаго священника знают, и толковали священное писание так, как им нравится. Старались они на вид поставить и то, что они живут по духу и веруют в православную кафолическую церковь. Вместе с этим они говорили, что церковь – в сердце каждаго человека, а не в стенах каменных или деревянных, в каких молятся христиане. <...> Сектанты были уверены, что в их собраниях является Дух Святый; мяса они не ели, считая его за махан (по калмыцки так называется мясо); особенно же не любили сала и свинины, называя её сатанинским жилищем (Матф. VIII, 28–34). Сектанты заботились об единообразии в одежде и о том, чтобы у всех были рубашки полотняныя с воротничками и рукава с запонками. Маньково-Берёзовские сектанты имели тесную связь с сектантами, живущими в слободе Поздеевой-Ольховой, где некоего солдата Циркунова считали за Спасителя. Священник И. Голубятников несколько раз с сектантами вёл публично беседы в училищном доме, при большом стечении народа, за что сектанты не любили его и называли антихристом. За всё время Ксения Кучмина ни разу не являлась на беседы, хотя и жила в слободе Маньковой.

Указом Донской духовной консистории священнику Голубятникову объявлено, что Донецкое земское собрание постановило священника Иакова Голубятникова благодарить за труды и полезную деятельность по народному образованию.

Родилось в 1879 году: муж. пола 207, жен. пола 211; умерло: муж. пола 96, жен. пола 68; браков было 85.

 

1880 год.

Указом Донской духовной консистории настоятелю священнику слободы Берёзовой-Маньковой, Иакову Голубятникову предписано всеми мерами стараться искоренять в своём приходе хлыстовскую ересь и предохранять от ней православных прихожан. Посему священник в воскресные и праздничные дни говорил поучения и проповеди против хлыстовских собраний и их безобразного учения. Многие из прихожан вняли гласу своего пастыря и оставили посещение противузаконных собраний. Некоторые старались подражать сектантам и крепко стояли за них, обвиняя священника, что он напрасно гонит людей, собирающихся у Владыкина, которые-де кроме душевнаго спасения ни о чём ином не помышляют. Сектанты укоряли священника в том, что он женат и что ест мясо. Священник отстаивал свою правоту, указывая на слова писания и постановления соборныя.

Обличения о. Голубятникова сильно действовали на народ, следствием чего были неприятности для него. Вот однажды является к нему крестьянин Иосиф Черевятенков и говорит: «Гниловские хохлы вам кланялись, что до Михея ездят, да просили передать вам, чтобы вы не гнали само-хлыстов, а то плохо будет». Вечером этого дня в 11 часов последовал ружейный выстрел в дом священника и наделал большой переполох. Кончилось тем, что оказалась убитою дворовая собака, да глина от угла отбита. Домашние священника были перепуганы чрезвычайно. Был и другой случай, неприятный для священника Голубятникова. С Гнилой речки один из поселян является к нему в дом и передаёт, что хлысты начали поститься и положили свой пост продолжать до двенадцати дней. Священник спросил: что же из этого, если они желают этого? Крестьянин пояснил священнику, что хлысты сделали это с той целию, чтобы от их поста умер он. В Великом посту приехал в слободу Маньково-Берёзову судебный следователь Новочеркасскаго окружнаго суда Добрынин, арестовал сектантов и начал допрос; при чём свящ. Голубятников, по требованию судебного следователя, обличал сектантов в неправильном понимании слова Божия. Следователь просил священника, в подтверждение слов обличения, найти те места в священном писании, на которые он ссылается. Следователь, допросивши сектантов, допроси и свидетелей, выставленных против сектантов. Из слободы следователь поехал на Гнилую и там допросил сектантов и свидетелей. Наконец Ксения Кучмина со своими апостолами доставлены были под конвоем в Маньково-Берёзову слободу. Ксения шла в сопровождении двух казаков с шашками наголо. В это время все улицы полны были народом. Многие из зрителей ужасались, что заблуждение довело сектантов до несчастия; другие плакали; были и такие, что обвиняли священника, как ненавистника таких милых людей. По распоряжению судебного следователя, Даниил Владыкин, Роман Божко, Михей Косенко и Ксения Кучмина, как главные виновники хлыстовской ереси и ея распространители, были под стражею отправлены в станицу Каменскую в тюремный замок. Многие из крестьян провожали хлыстов далеко за слободу, как мучеников. После этого священник не переставал укреплять своих прихожан словом назидания и продолжал раскрывать заблуждения сектантов.

Сектанты из тюрьмы постоянно присылали своим последователям и родным письма, утешаясь, что скоро из тюрьмы будут выпущены; в народе же носилась глухая молва, что на место сектантов будет посажен священник Иаков Голубятников, так как он напрасно обвинил сектантов. Сектанты просидели в тюрьме более года, а потом были выпущены на свободу и возвратились в слободу Манькову-Берёзову с величайшим торжеством. Священнику Голубятникову пришлось выслушать много нареканий, как от сектантов, так и от других прихожан, которые говорили, что если сектанты вернулись из тюрьмы, то священник не прав в своих обвинениях; но священник не переставал в церкви и при всяком удобном случае вразумлять сектантов и укорять их в ереси хлыстовской.

Прихожанам Евдокиевской церкви предложено было священником Голубятниковым окрасить церковь внутри, на что прихожане охотно согласились. Всю церковь раскрасили голубою краскою на клею, а осьмерик украсили живописью, за что мастеру Садкову заплатили тысячу рублей. Деньги собирали по окладу с души; впрочем, были и крупныя пожертвования от доброхотных дателей.

В ночь с 19 под 20 Декабря неизвестными злодеями в 11 часов ночи, со взломом двух замков, была обокрадена Евдокиевская церковь.

Родилось в 1880 году: муж. пола 239, жен. пола 223; умерло: муж. пола 122, жен. пола 78; у исповеди и причастия Св. Таин было: муж. пола 3210, жен. пола 2931; браков было 68.

 

1881 год.

В первых числах Января сего года шёл сильный дождь, а 5 просто сильный ливень. На утро в день Богоявления нельзя было идти на реку освящать воду, потому что от сильнаго мороза вся площадь и улицы были покрыты сплошным льдом, как хрусталём. В церковь, а равно и из церкви народ не шёл, а буквально полз. Накануне Богоявления настоятель-священник И. Голубятников, вместе с судебным следователем Новочеркасскаго суда г. Чуевым, в 11 часов ночи ходили в дом Владыкина, где бывали хлыстовския собрания; братию застали уже спящею.

В этом году зима была гнилая. Весна была хороша, река разливалась раз до пяти. Урожай на сено был обильный, а на хлеб даже очень обильный; цены на хлеб были высоки – до 12 руб. за четверть.

В Августе от судебного следователя г. Чуева был запрос настоятелю: в каком состоянии находится хлыстовская ересь, развивается или же упадает, замечаются ли факты совращения православных в эту секту и не происходит ли это от влияния крестьянки Параскевы Сергенковой. Наблюдение показало, что сектанты собираются в известное место, но новых совращений не было. В Октябре месяце того же года прихожане Евдокиевской церкви купили колокол в г. Воронеже в 149 пуд. 48 фун. На этот предмет между прочим пожертвовал 100 руб. П. Г. Приходкин. В этом году два человека утонули.

Ноября 12 дня священник И. Голубятников вызывался в окружной суд в качестве свидетеля против хлыстов. По окончании суда хлысты: Владыкин, Божко, Косенко и Кучмина были приговорены к лишению прав состояния и сосланы в Закавказский край навсегда.

В этом году родилось: муж. пола 271, жен. пола 276; умерло: муж. пола 82, жен. 55; у исповеди и причастия Святых Таин было: муж. пола 3260, жен. пола 3025; браков было 90.

 

1882 год.

Зима этого года была малоснежная, езда на санях была затруднительна; весна была ранняя, но холодная и морозная; с 20 Марта кой кто начал сеять. Весною поновлялись крыши: на церкви, караулке и ограде, за что мастеру Садкову заплочено 300 руб. Деньги собраны от доброхотных дателей; многие жертвовали на этот предмет хлебом. С половины Мая начался на Таловском участке падёж скота; продолжался он с месяц и упало до 400 штук скота. В сем году священник Феодор Одолламский уволен от должности благочиннаго и на его место назначен Симеон Одолламский. Священник Иоанн Синельников освобождён от особаго настоятельскаго надзора.

Июня 4 дня в посёлок Степаново-Савченковом, в трёх верстах от слободы Маньково-Берёзовой, освящалось место под святую церковь, а престол наименован во имя перенесения мощей святаго благовернаго князя Александра Невскаго из Владимира в царствующий град Петра, память коего святою церковью совершается 30 Августа.

Освящал место и. д. благочиннаго священник Симеон Одолламский, в сослужении настоятеля Евдокиевской церкви слободы Берёзовой-Маньковой и настоятеля Покровской церкви посёлка Селиванова. При этом было два хора певчих, всего около тридцати человек из местных крестьян, любителей духовнаго пения, под управлением тоже крестьян-самоучек. После произнесения священником И. Голубятниковым соответсвтвующаго времени поучения, собрано около 100 рублей на новый храм.

25 Сентября 1882 года благоизволил посетить Маньково-Берёзову слободу Высокопреосвященнейший Митрофан, архиепископ Донской и Новочеркасский. Владыка ехал в слободу Берёзову-Манькову по Берёзовой речке из посёлка Процыкова, где и ночлег имел. В 15 верстах от Маньково-Берёзовой слободы есть посёлок Греково-Николаевский, где предположено было строить церковь. В этом посёлке Высокопреосвященнейший изволил выдти из кареты, принял от жителей хлеб-соль, походил по этому месту, где предполагалось строить церковь, благословил народ, его встретивший, и одобрил место, назначенное для построения храма. От посёлка Греково-Николаевскаго до самой слободы, по хуторам, Владыка изволил вставать и благословлять собравшийся народ. По распоряжению местнаго старшины и заседателя г. Упорникова, от самаго посёлка Греково-Николаевскаго до слободы были разставлены нарочные. И вот когда Владыка изволил приехать в Николаевку, на колокольне Евдокиевской церкви слободы Берёзовой-Маньковой, по распоряжению настоятеля, начали звонить в один колокол. Народ вереницами стал стекаться ко храму, для встречи давно ожидаемаго архипастыря, о приезде коего настоятелем в церкви, по окончании богослужения, не раз объявлено было народу. Когда Владыка был верстах в трёх от слободы, по знаку вестоваго, начался красный колокольный трезвон; старый и малый сбегались ко храму. Вот и Владыка около храма; вся церковная площадь была усеяна народом; в церкви народа была масса; путь, по которому проходил Владыка, от самой кареты до западных дверей, был устлан в несколько рядов холстом – работы местных крестьянок и усыпан полевыми цветами: васильками, фиалками и другими. При вратах храма церковный староста Н. Я. Дегтярёв встретил Владыку с хлебом-солью. В самом храме Владыку ожидали местное духовенство и сопровождавший его член консистории, священник Александр Власов. При входе во храм, преосвященный был встречен местным духовенством в облачении с крестом, поднесённым настоятелем церкви при западных дверях. При входе на амвон, Владыка, выслушав краткую литию и, после краткаго отпуска, допустивши ко кресту духовенство и народ, вошёл в алтарь. Высокопреосвященнейший в алтаре осмотрел антиминсы и святые дары, ризницу и библиотеку; потом изволил расспрашивать настоятеля, кем, когда и на чьё иждевение построена церковь; чем по преимуществу занимаются прихожане, и усердны ли они ко храму Божию; часто ли говорятся священником проповеди и поучения и какия при церкви имеются поучения? При вшествии и выходе из храма преосвященнаго, равно и во время благословения им народа, пели два хора местных певчих. По выходе из храма, преосвященный посетил народное училище; ученики встретили его пением молитв "Царю небесный". В училище было более (в учебное время в Маньково-Берёзовском училище собира<ются> 150 учеников) 30 мальчиков, всех их Владыка переспросил: кого молитвы заставлял читать, а кого спрашивал по священной истории новаго завета и читать заставлял по евангелию на славянском языке. Ответами учеников преосвященный остался доволен и выразил свою благодарность законоучителю, священнику Иакову Голубятникову, за труды по училищу, а ученикам оставил 50 брошюр своего сочинения; из них 25 – "Краткого сказания о святом Иустиниане", и 25 – "О преждеосвященной литургии". Из училища Владыка изволил отправиться в приготовленную для него квартиру в доме священника Голубятникова, где хозяйка дома встретила преосвященнаго с хлебом-солью, и с детьми приняла благословление. В 5 часов Владыка распорядился, чтобы начинался благовест ко всенощному бдению. Владыка слушал всенощное бдение в квартире; всенощное бдение совершал священник Иаков Голубятников с диаконом Григорьевским. На другой день, 26 Сентября, в воскресенье в 7 часов утра начался благовест к литургии. По прибытии преосвященнаго во храм и по обычной встрече его, были прочтены входныя молитвы, после чего началось торжественное облачение преосвященнаго в святительския одежды среди храма и чтение часов. Народ, собравшись к литургии во множестве, с особенным вниманием следил за торжественным облачением. Потом началась и самая литургия, совершенная архипастырем в сослужении шести иереев: члена консистории священника Александра Власова, большинскаго благочиннаго священника Михаила Платонова, местнаго благочиннаго священника Симеона Одолламскаго, местного настоятеля священника Иакова Голубятникова и помощника настоятеля священника Иоанна Синельникова и настоятеля Покровской церкви посёлка Селиванова священника Михаила Дионисьева. Кроме протодиакона и двух иподиаконов, в сослужении было ещё два диакона. Все присутствовавшие тронуты были благоговейным служением архипастыря и молитвенным его настроеним; каждый ощущал в сердце своём особенную неизъяснимую радость и умиление, присутствуя при святительском служении. В Евдокиевской церкви народ видел только в первый раз архипастырское служение с основания слободы. После литургии, которую пели два местных хора, духовенство и народ приняли от архипастыря благословение и подошли ко кресту. Когда же преосвященный разоблачился и направился к народу, то народ вновь подходил ко владыке за благословением и он снова благословлял его. По отъезде из храма, преосвященный благоволил пригласить в свой экипаж настоятеля священника Иакова Голубятникова и заседателя Упорникова, которые с ним и ехали до самой квартиры. Преосвященный Митрофан благоволил разрешить носить стихарь и. д. псаломщика дьячку Петру Стефанову, лишённому этого права за несколько лет пред сим. После обеда Владыка отъехал в два часа пополудни, благодарив за хлеб-соль хозяина с хозяйкою и оставив в память своего пребывания им по книге. При выходе высокопреосвященнаго из квартиры начался трезвон; народ стоял на улице; мужчины, с обнажёнными головами, кланялись Владыке, а он на обе стороны из кареты благословлял всех. Долго вслед архипастырю смотрел народ.
Посещение архипастырем слободы произвело в высшей степени благотворное влияние на народ. Видя служащим во храме архипастыря, весь народ погружался в молитву и проникался духом умиления и благоговения к вере Христовой. Всяк из предстоящих и молящихся, при архипастырском служении, вменял себе в прямую обязанность исправиться, усовершенствоваться, забыть всё прошлое греховное и омыть себя чистосердечным покаяние пред своим пастырем.

Из слободы Маньково-Берёзовой преосвященный проехал в посёлок Степано-Савченков, где начата была постройка новаго храма во имя святаго Александра Невскаго.

Прямой путь лежал в Милютинскую станицу, но Владыка благоволил посетить новостроющуюся церковь в означенном посёлке, укрепить в вере и благочествии жителей посёлка и возбудить в них энергию к продолжению начатаго ими деревяннаго храма. При новостроющемся храме граждане посёлка Степано-Савченкова встретили архипастыря с хлебом-солью, которую он благоволил принять, но, по случаю дождя, не мог выдти из кареты и издали благословил народ. Затем поехал в посёлок Селиванов.

В Октябре месяце этого года священником Иаковом Голубятниковым открыты воскресныя и праздничныя собеседования. Беседы эти бывают во храме, где во время их стоят как сам священник, так и весь народ. Означенным священником предложено было народу садиться на беседах, но все единогласно порешили на первой же беседе выслушивать оную стоя. Ходить на беседы во храм изъявили желание очень многие; беседы продолжались не менее часа и не более двух часов. Замечено священником, что, если беседа продолжается два часа, то народ устаёт; если же беседа продолжается с час, то все без исключения выслушивают её: народ весьма сочувственно относится к беседам; на них бывают мужщины и женщины, даже дети. Каждая беседа начинается молитвою "Царю небесный", а оканчивается молитвою, по желанию народа, или "Достойно есть" или же "Взбранной Воеводе победительная". Вышеозначенныя молитвы, как в начале, так и в конце бесед, поются народом, что в особенности нравится всем. Беседа священника с народом большею частию бывает устная, а предметом для бесед избрано: "объяснение богослужения православной церкви", что выслушивается народом с величайшим вниманием и любовию. На первой беседе было посетителей около пятисот человек. На дальнейших беседах менее 100 человек не бывало. Беседы продолжались всю зиму, а в Мае 22 числа прекратились, а народ всегда готов посещать беседы.

Осень 1882 года была погожая, без дождей; молотьба была хорошая, только молотить-то было почти нечего: пшеница выросла соломою и колосом большая, да зерна-то на иных загонах было мало, а на других вовсе было пусто. На сено тоже был плохой урожай. Озимые хлеба почти не всходили. Зима установилась с 21 Ноября; только снегу было очень мало; почему езда на санях была затруднительна; но в корме народ не нуждался. Всё время до самаго новаго года снегу было мало, хотя он и шёл иногда, но сильными ветрами с дорог сдувался; в бурьяне и по балкам его было однако же довольно.

Сосланные сектанты-хлысты в письмах уведомляли своих родных, что они возвратятся домой; впрочем, надежды их не сбылись.

Прихожане в воскресные и праздничные дни с усердием посещали приходский храм.

В этом году родилось: муж. пола 238, жен. пола 225; у исповеди и причастия Святых Таин было: муж. пола 3520, жен. пола 3267 душ; браков было 52.

 

1883 год.

2 Января сего года и. д. Чернышевскаго благочиннаго священик Симеон Одолламский уведомил священно и церковнослужителей слободы Маньковой, что Евдокиевская церковь слободы Берёзовой-Маньковой, по воле Высокопреосвященнешаго Митрофана, из Чернышевскаго благочиния перечислена в Большинское.

В Январе и Феврале снегу было мало: приходилось ездить больше на колёсах.

Февраля 6 дня крестьянин слободы Берёзовой-Маньковой Кирилл Деревянченков скоропостижно умер от подавления костью.

В этом году масляницу или сырную неделю прихожане Евдокиевской церкви слободы Маньковой проводили довольно спокойно, без шума и разгула. Впрочем, в субботу на этой неделе из двора землевладельца Бобрикова выехали несколько лиц мужескаго и женскаго пола, переодетых в скоморошеския одежды, в колпаках на головах из сахарной бумаги, с лицами, выкрашенными сажею; ехали они в экипажах, запряжённых быками; с бесовским шумом, криком, песнями и музыкою проехали по некоторым улицам, представляя из себя не людей, созданных по образу Божию, а сатанинских слуг. Такая выходка людей помещика Бобрикова простому народу пришлась не по нраву, почему поднялись по улицам крик, шум и гиканье на этих чудаков. Это их смутило. Эти люди затеяли свои сатанинския представления, когда народ выходил из церкви после вечерни, и своими нахальными представлениями оскорбили его религиозное чувство. На другой день священник Иаков Голубятников в церкви сказал приличное празднику слово и напомнил прихожанам, что теперь не день веселия и разгула, каковыя допускают некоторыя лица, а день взаимного прощения христиан перед Великим постом.

В прежние года в слободе Маньковой разгульно праздновалась масляница, и чем ближе дело было к посту, тем более было веселия, пьянства, буйства и срамословия. Всюду были шум и неистовый крик; по улицам устраивали скачки на лошадях; некоторые богатые люди на конях неуках сажали детей; лошади бились задом и передом, бросались бежать; дети падали; на эту потеху смотрели отцы и матери. При этом не мало происходило и несчастий.

Разгул, пьянство и разнаго рода безчиния стали воспрещаться священником Голубятниковым; священник указал прихожанам на то, что и само святое евангелие, положенное в неделю сыропустную, даёт знать христианам, что второе пришествие Сына Божия и страшный суд последуют именно в такие дни; будут есть, пить и веселиться. Это ли было причиной или что другое, но только прихожане в последнее время стали вести себя лучше.

9 Марта указом Донской духовной консистории настоятелю Евдокиевской церкви слободы Маньковой священнику Иакову Голубятникову дано знать, что Большинский благочинный священник Михаил Платонов Его Высокопреосвященством уволен, согласно рапорту его, от благочиннической должности, а ему – Голубятникову поручено временное исправление должности благочиннаго; почему ему предложено немедленно принять от священника Платонова дела, документы и печать, о чём представить в консисторию надлежащий акт, а за тем явиться в г. Новочеркасск для представления Его Высокопреосвященству.
Вода была дружная, так что для через три можно было переезжать реку. Весна была погожая, только холодноватая; не скоро зелень пошла из земли; к празднику св. Пасхи почти что все поотработались.

В первых числах Апреля месяца священник Иаков Голубятников вступил в должность Большинскаго благочиннаго. Пасха Христова была 17 Апреля. Богослужение на первый день отправлялось соборное, а всю седьмицу светлую служил ежедневно настоятель священник Иаков Голубятников. Весь этот месяц был холодноватый, так что зелень очень плохо шла из земли, и у многих жителей скот стоял на базу.

Мая 15 дня, как из газет было известно, назначено священное коронование Благочествейшаго Государя Императора Александра Александровича, Самодержца Всероссийскаго, но официального уведомления о сем не было; почему в этот великий для России день был отслужен благодарственный молебен за Царя, а торжества не было; молебен отслужен был и 22 Мая. Чтобы эти дни проведены были торжественно, священником Иаковом Голубятниковым в после обеденное время были предложены беседы, на которых подробно изложен был чин священнаго коронования. Народ с величайшим вниманием выслушал чтение и со слезами на глазах молился за батюшку Царя и матушку Царицу. Но вот народ дождался того дня, когда в церкви прочитан был Высочайший манифест Его Императорскаго Величества о дарованных милостях и облегчениях. Июня 5, 6 и 7 числ граждане Маньково-Берёзовой слободы торжественно праздновали в честь и память священнаго коронования. На каждый из трёх дней праздника при службе церковной священником И. Голубятниковым говорены были народу приличныя торжеству поучения, кроме того, по желанию прихожан, совершались по улицам молебствия; были обеды общественные для странних лиц. В продолжение трёх дней отставные и служащие солдаты (более 50 человек) в форменной одежде, после молебствий, упражнялись в военных артикулах; а народ от радости кричал "ура".

Июля 8 дня в слободе Маньково-Берёзовой у крестьянина Деценкова сгорела днём хата от неосторожного обращения с огнём.

Июля 10 дня, с разрешения епархиального начальства, и. д. Большинским благочинным Голубятниковым было освящено место в посёлке Греково-Николаевском для имеющей строиться деревянной церкви во имя Святой Троицы.

По окончании освящения, священником Голубятниковым сказано было приличное случаю слово. На храм собрано пожертвований до 100 руб.

Всё лето стояли страшные жары. Почему в это лето сена было весьма мало; по течению реки Берёзовой на левой стороне почти везде хлеб повыжжен; хлеб вышел соломой большой, а зерном очень плох. Жито было хорошо, а озимая пшеница выкошена на траву.
В Августе жителей посёлка Процыкова-Марьевского и жителей слободы Степано-Ефремовой постигло величайшее несчастие: в первом посёлке сгорело до 60 дворов, а в слободе сгорело около 30 дворов.

В первых числах Сентября месяца священник Голубятников в один из праздничных дней обратился к своим прихожанам с словом назидания и увещания о пособии погорельцам. После поучения было собрано в пользу погорельцев до 10 руб. В церкви же священник Иаков Голубятников с словами назидания обратился к местным властям, прося их с своей стороны оказать помощь. Слово священника возъимело своё действие: местный старшина крестьянин Дехтярёв в тот же день приказал, кому следует, нарядить подводу, и сборщиками добровольных приношений вызвались быть местные крестьяне: Новиков, Морозов и Мартынов. Морозов от себя предложил и помещение для пожертвований. Для сбора одежды и холста были посланы священником из местных жителей благочестивыя старушки: Евдокия и Устинья Матвеевы, Александра Высоцкая, Дарья Ткачёва и Елена Иванова Костюкова, которыя собрали до 1000 пршин холста, много мужских и женских рубашек, платков и ниток, свит и другой одежды. Две сестры Евдокия и Устинья Матвеевы на свои средства и отвезли 600 аршин одного холста в Степановку за 60 вёрст, да много из одежды, платков и других пожитков. 300 аршин холста было отправлено в посёлок Проциков, много платков и других вещей. Не были забыты вдовы, жёны священно и церковнослужителей да и другие духовня лица, пострадавшия от пожара в слободе Степановке.

В пользу погорельцев из духовных в слободе Степановке и. д. Большинскаго благочиннаго священником И. Голубятниковым была открыта подписка по благочинию; священники жертвовали в пользу нуждающихся; из собранных доброхотных подаяний на 8 человек пришлось по 20 руб. на лицо.

Хлеба было собрано и отправлено в Степановку в пользу погорельцев: жита 38 мер, а пшеницы 152 меры; погорельцам посёлка Процыкова было отправлено житы 15 мер, а пшеницы 20 мер.

Сентября 25 дня в воскресенье, в половине дня, начался от неизвестной причины пожар в слободе Маньковой, за балкой, на Карповой улице. Пламя при сильном ветре распространялось далеко; к полудню впрочем всё приутихло. Во время самаго пожара, когда пламя всё более и более распространялось по плетневым и соломенным крышам, можно было думать, что не было никакого спасения от огня; народ растерялся и стал падать духом; но вот, по распоряжению священника Иакова Голубятникова, вынесены были иконы из храма и обнести, в сопровождении священника, вокруг объятых пламенем построек, с пением божественных стихов. Народ падал на колени и со слезами взывал к Творцу неба и земли: "Господи помилуй". И Бог помиловал; пожар прекратился.

В Октябре почётный мировой судья – ротмистр В. Д. Бобриков подавал прошение к Высокопреосвященнейшему Митрофану, архиепископу Донскому и Новочеркасскому, в котором всячески старался очернить священника И. Голубятникова, который будто бы запрещал помощнику настоятеля священнику Иоанну Синельникову служить панихиду по его умершей супруге Ольге Александровне. Вследствие этого от священника Голубятникова истребовано надлежащим порядком объяснение, на основании которого г. Бобрикову чрез волостное правление объявлено, что жалоба его на священника Иакова Голубятникова оказалась неосновательною, а потому и оставлена без последствия.

Нападения помещика на священника не прекращаются и до сего дня. В дело употребляются всякия меры.

В Октябре была прекрасная тёплая погода; народ напахал много земли.

В Октябре начались снова в храме беседы по воскресным и праздничным дням.

В Ноябре погода стояла прекрасная и тёплая до 21 числа, а потом стали переподать дожди; настала слякоть; к концу месяца земля покрылась снегом.
Декабрь весь был почти безснежный; в праздник Рождества Христова не было снега; только к концу месяца перепал снежок.

В Декабре появился в слободе Берёзовой-Маньковой ссыльный сектант, один из последователей хлыстовской секты, Михей Михайлов Косенков, который распространил слух, что скоро придут домой все сосланные в 1881 году, по определению Новочеркасскаго окружнаго суда, сектанты. Родные сектантов обрадовались тому, что их родственники-ссыльные, мученики-де за веру Христову, придут дмой; стали ходить слухи, что священнику И. Голубятникову плохо будет из-за еретиков.

На каком основании Косенко, как ссыльный, с лишением прав, явился в слободу, не понятно. О появлении в слободе Косенко дано знать местному заседателю.

В 1833 году родилось: муж. пола 279, жен. пола 260; умерло: муж. пола 171, жен. 193; у исповеди и причастия Св. Таин было: муж. пола 3771, жен. пола 3522; браков было 81; собрано от подаяния в кошельке и кружке 252 рубя; внесено свечной прибыли в Донскую духовную консисторию 400 руб. 5 к., более чем в прошлом году на 193 р. 20 к.

Любитель старины.


 

Как удалось выяснить, автор «Летописи», «скрывавшийся» под псевдонимом «Любитель старины», – Александр Лукич Крылов. Писатель, магистр Казанской духовной академии выпуска 1870 г. Отдельно издал: "По поводу миссионерства на Дону" (Новочеркасск, 1875), "О происхождении и сущности религии" (ib., 1877), "Аксайская икона Божией Матери Одигитрии" (ib., 1883), "Педагогические очерки" (выпуск I-III, 1895 - 1900), "Архиепископ Никанор как педагог" (Новочеркасск, 1893), "Памяти почившего архиепископа Никанора" (ib., 1893) и др.


Вообще старообрядцы, сбегая, пускали «корни» в том числе на Русском Севере и в казачьих землях. Вот в качестве примера выдержки из книги В. Богачёва «Очерки географии Всевеликаго Войска Донского», 1919 года издания:

«Донские старообрядцы (…) по преимуществу казаки: из крестьян их мало. Общее число старообрядцев 160,000 обоего пола; из них казаков: имеющих священников 113,600 человек и беспоповцев, т.е. не имеющих священников, около 37,300, что составляет 1/10 часть всего казачества.

Старообрядцы на Дону собрались в большом числе около 1670 года. Они ещё больше умножились в начале царствования Петра Великого. Здесь никаким стеснениям они не подвергались и потому нередки были переходы в старообрядчество многих влиятельных лиц (старшин и атаманов). Только в конце XVIII столетия такие стеснения начались, а при имп. Александре I были закрыты их церкви на целые сто лет.

По своим душевным качествам старообрядцы-казаки заслуживают всяческого уважения. Они очень честны, домовиты, скромны в жизни, набожны, верны присяге. Семьи их дружны и крепки, младшие почтительны к старшим. В полковой службе они оказываются образцовыми казаками, умными, и держатся с великим достоинством. Гораздо ниже нравственность у посвятивших себя торговле. Обыкновенно, они оказываются склонными к ростовщичеству.

Старообрядчество более распространено во II Донском округе, где живёт свыше 70,000 казаков-раскольников, а в Усть-Медведицком около 30,000; большое число старообрядцев из средних и низовых станиц, выселилось в дальние, частью задонские хутора».

 


 

Как говорят знающие люди, старообрядчество на вольный Дон было занесено монахом Иовом, дело которого после его смерти продолжал Досифей. Первые донские старообрядцы искали только прибежища от преследований. Центром старообрядчества на Дону стала в то время Чирская пустынь. Одновременно с проникновением старообрядческой идеологии возникает и чисто политический протест. Защищавшая права вольницы антимосковская партия стала заступницей «старой веры».


Вожаки антимосковской партии особенно выставляли на первый план религиозную сторону, рассчитывая привлечь к себе массу казачества и людей «низшего слоя». Однако они добились поддержки одной лишь голытьбы, а сами старообрядцы во главе с Досифеем, предвидя волнения и опасаясь карающей руки Москвы, удалились с Дона, предпочитая отправиться на поиски нового убежища. В результате этого нового переселения старообрядчество утвердилось помимо Дона на Яике, Куме и Кубани.


В 1688 году донской атаман Осип Михайлов приводил казаков к присяге на верность Москве и «новой вере», а зачинщики волнения были выданы царскому правительству. Для укрепления позиции православной церкви царское правительство решило построить новые церкви в Донской области и послать туда надежных попов для усиления миссионерской деятельности. Однако влияние старообрядчества на Дону в результате этих мер не ослабло.


Когда вспыхнуло антифеодальное по своему характеру крестьянско-казачье восстание под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708), многие сторонники «древлего православия» на Дону примкнули к нему. После трагической гибели Булавина и поражения основных сил восставших 2000 донских казаков во главе с атаманом Игнатием Некрасовым бежали на Кубань к ногайским гатарам, а вслед за этим перешли в Турцию, где и обосновались. Впоследствии их переселили на Балканский полуостров, в район Добруджи. В своем подавляющем большинстве некрасовцы (или, как их называли, «липоване») были поповцами.

 


 

 

 

 


 

Маньковская церковь, вновь обретённая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Besucherzahler meet and chat with beautiful russian girls
счетчик для сайта